Рубрика произведения: Литературоведение
| | 3 | | | | | |
Сергей Аксёненко
Поместить в Интернет статью 20 летней давности меня вынудило то, что без неё мои теоретические работы о поэзии выглядят неполными. Когда я печатал их, всегда отталкивался от того, что о «ритме жизни» я уже сказал. Всё таки статья моя была напечатана вполне пристойным тиражом 11433 экземпляра. Часть тиража я роздал любителям поэзии из других регионов. Да и в библиотеки газета направлялась. Но понятное дело что с появлением Интернета именно он, а не библиотеки стал первым источником информации. Поэтому статья «Поэзия ритм жизни» появилась здесь.
Но это тема отдельного разговора.
Но вернёмся к теории поэзии. Я специально не стал менять в статье напечатанной около 20 лет назад ни слова. Просто сел за компьютер и перепечатал текст из старой газеты. Сейчас об этом я бы написал немного по другому, хотя принцип разделяю. Он берёт свои истоки в древности и подробнее об этом я писал в статье «Пропуск в истинный мир». С другой стороны статья «Поэзия ритм жизни» в электронном варианте явно незакончена. Это потому, что здесь приведена лишь половина статьи. Она предваряла литературную страничку и дальше было о том, что у нас на Луганщине (Лутугинский район в Луганской области) нет полноценной литературной критики (сейчас её по сути нигде нет), от этого отсутствие литературной жизни и крупных поэтов. Заканчивалась статья разбором напечатанных на этой же страничке стихотворений местных лутугинских поэтов. Начало статьи я тоже убрал. Районная газета по замыслу её руководителей не место для серьёзных теорий. Поэтому я сделал так, что теория оказалась спрятанной внутри статьи. Начиналась статья типично для новогодней районной газеты. «Пушистый снег мягко падает на еловые ветви, иней слегка подрагивает и искрится, сосульки задумчиво преломляют в своей матовой глубине неровный лунный свет. Везде присутствует ощущение чего-то необычного, и кажется будто что-то вот-вот произойдёт ». И ещё один подобный абзац. Набираю его и «прикольно» становится от того, что когда-то по долгу службы приходилось писать такую чушь. Я думал это можно делать только из под палки. С появлением Интернета понял, что миллионы людей пишут нечто подобное вполне добровольно и считают это творчеством. И таких людей большинство. И не только в Сети, в жизни их ещё больше, только многие, слава Богу, не пишут, предпочитают заниматься другими делами. И то, что СМИ, в том числе та районная газета в которой я работал 20 лет назад, потакают массовому вкусу, вполне закономерно. Массовый вкус определяет спрос. Отсюда низкий уровень нашего телерадиовещания, газет и журналов, Интернета.
Забавно, что подписная цена 4 копейки, а в розницу 2 рубля. Эта разница в стоимости показывает какой была инфляция в 1992 году на Украине. То есть цены на газету за год возросли в 50 раз. А на предметы первой необходимости в сотни раз. Причём инфляция в следующем 1993 году была примерно такой же.
Газета «Трудовая Слава» 1 (4230) от 1 января 1993 года (на самом деле вышла 28 декабря 1992). Подписная цена 4 копейки, в розницу 2 рубля.
Статья «Поэзия ритм жизни», самая первая из напечатанных мною работ о поэзии. Она опубликована в Лутугинской районной газете «Трудовая Слава», где я работал корреспондентом. Вот выходные данные районки.
Другая напечатана в журнале «Время Z» в 2006 году и называется «Профессионализм и вдохновение» с подзаголовком «как грамотно писать стихи и рисовать картины».
Одна посвящена в большой мере описанию вдохновения и напечатана в киевском интеллектуальном журнале «Твоё Время» в 2003 году. Называется она «Пропуск в истинный мир».
P.S. О теории поэзии мне приходилось писать много. Но обычно эта тема включалась в большие работы, например в «Эссе о живописи», книги «Договорные ценности», немало места уделено теории поэзии. Есть о поэзии ещё в нескольких статьях. Неоднократно приходилось говорить об этом в интервью на радио и в телевизионных передачах. Кстати, в замечательной книге Сергея Курия, «Оседлать Пегаса», есть несколько выдержек из моих работ. Книга вышла в 2012 году в издательстве «Феникс». Заметок теории поэзии у меня накопилось на целую книгу. Но вот отдельных напечатанных статей мало.
Но, с другой стороны, можно ли их винить в этом? Кто сумеет поправить их, натолкнуть на путь высокой поэзии? Обычно эту функцию берёт на себя критика, которая является необходимым компонентом любого образованного общества.
И вот научившийся рифмовать человек, в радостном возбуждении, возомнив себя поэтом, бежит быстрей печататься, выносить на люди свои недоделки. Беседуя с такими авторами о поэзии, понимаешь, что их интересует не поэзия, а возможность выразить себя через стихи, прославить своё имя. А поэзию они, как правило, не знают, с трудом называют своих любимых поэтов и не могут прочесть наизусть ни одного чужого стихотворения (помимо школьной программы).
Таких сочинителей развелось очень много, они сочиняли на потребу момента и вскоре заполнили своими «творениями» почти всю печать. Как результат, народ перестал интересоваться стихами кому интересно читать чужие зарифмованные мысли, которые не отличаются, как правило, ни мощью, ни глубиной (а если и отличались, то утратили их в процессе зарифмовки). Рифмовать ведь не трудно, это чисто техническая сторона, и любой человек без особого труда может научиться рифмовать любую мысль. Не трудно овладеть даже искусством стилизации подлаживаться под любой стиль под стиль Блока, Пушкина, Маяковского и т. д. Но всё это к поэзии никакого отношения не имеет.
Но поэзия, помимо прочего, имеет и внешние законы метрику, рифму, размер строки. И вот некоторые люди вместо того, чтобы улавливать поэзию, чувствовать мир, занялись сочинительством стихов (графоманией). Примерно это выглядит так: берётся мысль и зарифмовывается.
Поэзия это прежде всего ритм ритм чувства, ритм действительности, ритм жизни. Издавна считалось, что поэзия существует сама по себе и задача поэта лишь войти в ритм с природой, запечатлеть его и через бумагу, через изложение передать людям. В некоторых системах мироздания поэзии отводилась роль первой реальности, а всё остальное вторично, и люди вкладывали поэзию в молитвы, притчи и заклинания. Первичная поэзия передаётся человеку через особое состояние, которое называется вдохновением или приходом музы.
Поэзия издавна была выражением самого возвышенного и божественного, что есть в людской душе. Присутствует поэзия в колыхании моря, в шуме леса, в звенящей тишине гор, в порывах человеческой любви. Поэтому люди издавна слагали стихи, которые вначале были неотрывны от музыки.
Поэзия ритм жизни
Завтра снова мы выйдем в огромное море
Комментариев нет:
Отправить комментарий